Что наши оленеводы увидели в Швеции

14:00
2.14K
Что наши оленеводы увидели в Швеции

Валентин Тэвлин: «Разводить оленей в России лучше, чем в Швеции»

В ночь на 22 августа в аэропорту Сургута приземлилась югорская делегация. Сибиряки вернулись домой с VI Всемирного конгресса оленеводов, который проходил с 16 по 20 августа в шведском городе Йокмокк. Участие в этом масштабном форуме представителей Югры состоялось в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие КМНС ХМАО – Югры на 2016–2020 годы».

В состав делегации входили: Клим Кантеров, оленевод, вице-президент общественной организации «Спасение Югры», Валентин Тэвлин, оленевод из Сургутского района, вице-президент ОО «Союз оленеводов», Василий Пяк, государственный инспектор охраны «Природного парка «Нумто», а также Евгений Лавров, начальник Управления традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера Депнедра и природных ресурсов Югры.

На всемирный конгресс съехалось 29 делегаций, российская была самой многочисленной. Вместе с югорчанами в неё вошли представители Иркутской и Амурской областей, Хабаровского и Красноярского краёв, Бурятии, Якутии, Тувы и Ямала.

Югорские делегаты выступили с презентацией, рассказывающей об автономном округе и состоянии оленеводства, приняли участие в обсуждении таких тем, как кулинарные традиции коренных народов, землепользование, биоразнообразие, изменение климата, природа оленеводства и особенности продовольственной системы.

Кроме того, под эгидой форума прошли профессиональные дни с пленарными заседаниями и дискуссиями. Также для участников форума была организована культурная программа: посещение национального парка Натуриум в Лапонии, образовательного центра Саами, выставки рисунков детей оленеводов, на которых были представлены наряду с другими рисунки детей Югры, концерт саамских исполнителей, мировой чемпионат по метанию лассо среди оленеводов.

Житель Русскинской Валентин Тэвлин рассказал «Вестнику» о своих впечатлениях:

– Общения было много, обменялись опытом с оленеводами других наций. Природа в местах, которые мы посетили в Швеции, такая же, как у нас. Жили в туристическом лагере в двух километрах от Йокмокка. База хорошая, с сауной, рядом озеро. На оленьи пастбища нас не возили –
туда далеко добираться, но мы побывали в национальном парке и музеях.

Валентин Дмитриевич – потомственный оленевод. Вместе с семьёй он живёт на родовых угодьях на реке Ин Ягун в 120 километрах от Русскинской и в 240 километрах от Сургута. Сейчас его дети: Ольга, Виталий и Антон находятся вместе с ним и мамой, Натальей Даниловной. Первого сентября ребят отвезут в школу-интернат Русскинской.

Стадо семьи Тэвлиных насчитывает 120 оленей: белых, пятнистых, чёрных и серых. Дети умеют прекрасно с ними справляться – не хуже, чем папа. А сам Валентин Дмитриевич является постоянным призёром гонок на оленьих упряжках, на обласах и в состязаниях по метанию аркана. Супруга оленевода Наталья Даниловна мастерски готовит национальные блюда.

Мы поинтересовались, угощали ли наших оленеводов чем-то особенным в Швеции.

– В меню были оленьи языки, много морской рыбы, мясо моржа и тюленя, – ответил Валентин Дмитриевич. Еще он заметил, что в музеях города Йокмокка вообще нет нарт. – Местные так давно не ездят на оленях, что в их музеях национальное средство передвижения отсутствует. Меня это удивило, ведь музеи в Сургутском районе, в Сургуте, по всей Югре заполнены нашими экспонатами.

Но посещение музеев было только малой частью программы конгресса, в основном делегаты напряжённо работали, в том числе пытаясь найти решение одной из самых актуальных проблем мирового оленеводства – угасание интереса к оленеводству и сокращение пастбищ. Не зря же Ханты-Мансийский автономный округ на этом фоне служит положительным примером.

– Мы провели презентацию своего региона, показали участникам конгресса, как у нас в Югре бережно относятся к традициям и обычаям коренных народов, как мы сохраняем свою культуру, в том числе оленеводство. Мы успели посмотреть, как проживают оленеводы в Швеции. У них горные олени, они намного меньше наших. Традиционного оленеводства в Швеции уже практически не осталось. Там разводят животных только для забоя. Они на них не ездят, для быта им животные не нужны. У них очень хорошие производства по переработке оленины. Я посмотрел на их цеха, многое взял себе на заметку. Можно опыт по организации подобного производства перенять на нашу территорию, – рассказал оленевод Клим Кантеров.

– Оленеводы в Швеции давно стали горожанами, – рассказывает Валентин Тэвлин. – Они не живут в лесу, как мы, на работу приезжают из города на машинах, а оленей выращивают только на мясо, для питания. Я бы назвал их не оленеводами в полном смысле слова, а пастухами. Ещё я понял, что заниматься оленеводством в горах очень тяжело, наши условия лучше.

Кроме того, наши оленеводы имеют гораздо больше юридических прав и защиту со стороны правительства.

– Нас возили в один из национальных парков – в Лапонию. Это моё основное направление работы, и было очень интересно посмотреть, как там обстоят дела. Я работу по охране природы знаю изнутри, и меня очень удивило, что зарубежные коллеги практически не имеют юридических прав, они мало защищены. У них прямо на территории охраняемой зоны ведутся работы по добыче угля! И они не могут добиться, чтобы на территории парка этого не происходило. У нас в регионе с такими вещами сталкиваться не приходится, хотя мы и делим земли с нефтяными компаниями, – говорит госинспектор охраны «Природного парка «Нумто» Василий Пяк.

О плюсах национальной политики в автономном округе журналисту «Вестника» рассказал Евгений Лавров, начальник управления традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера Депнедра и природных ресурсов Югры:

– Югорская делегация поделилась опытом нашего региона, а он положительный, более того, он уникален и на федеральном уровне. Во-первых, наша нормативная база содержит 720 актов, которые защищают права не только оленеводов, но и вообще всех представителей коренных малочисленных народов Севера. Во-вторых, Югра – единственный российский регион, в котором создано 475 территорий традиционного природопользования для ведения хозяйственной деятельности КМНС, куда входят оленеводство, охота, рыбалка и сбор дикоросов. В-третьих, на этих территориях произведено функциональное зонирование, оно позволило рассчитать площадь пастбищ в регионе. Сегодня Югра насчитывает 41,2 тысячи голов оленей, площадь пастбищ составляет 28,5 миллиона гектаров, где без вреда для природы можно выпасти более 58 тысяч оленей. В перспективе – увеличение их поголовья.

– Евгений Александрович, а есть отличия оленеводства в Югре и в других регионах РФ?

– Конечно. Особенность югорского оленеводства заключается в том, что оно не столько ставит перед собой коммерческие задачи, как на Ямале, где оленье поголовье уже достигает 800 тысяч голов, сколько имеет социальное значение и осуществляется ради сохранения традиционной культуры коренных народов Югры.

– Какова главная проблема оленеводства в округе?

– Одной из проблем оленеводства не только в Югре, но и во всём мире можно назвать сложности с подготовкой кадров для оленьих хозяйств. Однако у нас она постепенно решается: подготовкой оленеводов занимаются специалисты Белоярского политехнического колледжа.

По итогам конгресса представителями Ассоциации оленеводов мира единогласно было принято решение провести следующий Всемирный съезд оленеводов в Югре. Он запланирован на 2021 год. С предложением провести его в ХМАО к губернатору Югры Наталье Комаровой обратилась ассоциация «Оленеводы мира». Об этом сообщил заместитель регионального департамента внутренней политики Сергей Тимошков:

– Соответствующее предложение действительно поступило со стороны официальных руководящих лиц ассоциации «Оленеводы мира» в адрес губернатора автономного округа. Наталья Владимировна Комарова подтвердила готовность региона выступить местом проведения следующего Всемирного конгресса оленеводов, – отметил он.

Конгресс является главной международной площадкой по вопросам, связанным с развитием оленеводства и жизнедеятельности коренных народов, для которых этот вид деятельности является способом самообеспечения.

– Окончательное решение должно быть принято по итогам проведения всех установленных процедур и рассмотрения заявок со стороны других заинтересованных в проведении конгресса на своей территории регионов и иностранных государств, – добавил Тимошков.

Наша справка

Ассоциация «Оленеводы мира» охватывает свыше 20 коренных народов, занимающихся оленеводством, около 100 тысяч оленеводов в 9 странах и обладает статусом наблюдателя в Арктическом совете. Конгресс ассоциации является высшим органом организации и проводится каждые четыре года.

Цитата

Наталья Комарова, губернатор Югры:

– По итогам 2016 года все показатели по этому направлению находятся в «зелёной» зоне. В Югре выросло число пользователей территориями традиционного природопользования. В последние 10 лет поголовье северных оленей в Югре увеличилось на 11 тысяч голов. Защита прав и свобод коренных малочисленных народов Севера – одна из ключевых задач для всех ветвей власти автономного округа.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации