​Детский сад для детей ханты

​Детский сад для детей ханты

20 апреля в Русскинской СОШ состоялось районное совещание по повышению качества образования детей-аборигенов.

В совещании приняли участие педагоги образовательных учреждений со всего района – руководители и представители Угутской, Тром-Аганской, Ляминской школ, президент Регионального общественного фонда содействия устойчивому развитию коренных народов Севера «Сияние Севера» Инна Бирук и вице-президент фонда Карина Гаджиева, глава Русскинской Александр Сытов, представители родительской общественности поселения.

В своем выступлении начальник управления общего образования Елена Удодова рассказала, что в Югре сейчас разрабатывается так называемая «Дорожная карта» по повышению качества проживания и образования детей аборигенов в школах-интернатах. В Сургутском районе таких три – у нас, в Угуте и Ляминой.

- Мы стали действительно участниками этой «Дорожной карты». Она не идет сверху, она действительно вырабатывается от нас. Постараемся выработать наши предложения и направить их в округ для того чтобы они не остались на бумаге, а претворились в жизнь, - сказала Елена Михайловна.

Она рассказала участникам совещания о проекте «Дети Арктики. Дошкольное образование». 29 марта в Архангельске состоялся Международный форум «Арктика - территория диалога», где Федеральное агентство по делам национальностей, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, республики Коми, Якутия и Архангельская область подписали дорожную карту проекта. Проект является международным - Финляндия подтвердила готовность стать сопредседателем проекта, также Норвегия выразила заинтересованность.

Пилотным регионом для презентации проекта станет ЯНАО. По словам губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина, такое внимание к проекту крайне важно для ямальского региона:

«Задачу обеспечить детей оленеводов и рыбаков, которые находятся с родителями в тундре, всем необходимым, что есть в дошкольном образовании, мы обозначили еще шесть лет назад. Постепенно идем к ее решению, и, конечно, опыт других регионов и стран будет нам полезен».

В целом проект направлен на повышение качества жизни и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера. Его основной целью является оценка и исследование наиболее успешных практик в сфере бесплатного дошкольного образования детей из числа малых народов. По итогам планируется разработать план программы для образовательных учреждений, которые предоставляют образование с учетом традиционного уклада жизни малых народов.

Участники форума, который проводится с 2010 года, кроме вопроса качества образования у детей коренных жителей, обсуждают повышение уровня жизни на арктических территориях, развитие транспортной системы, вопросы экологии.

Елена Удодова также ознакомила опытом ямало-ненецких учителей родного языка. Там уже действительно несколько лет практикуют стойбищное обучение.

Ровно год назад мы писали о поездке заместителя директора Русскинской СОШ Анжелики Ореховой на Ямал в составе окружной делегации, где она ознакомилась опытом кочевого обучения. С поездки она вернулась под большим впечатлением и по возвращении начала проводить опрос среди коренных жителей с целью выяснить, насколько востребована и целесообразна такая идея и возможно ли ее реализовать у нас.

Педагоги школы посетили хантыйское стойбище, чтобы на месте увидеть условия проживания детей. Эта инициатива, то есть подготовка к организации начальной кочевой школы для детей тром-аганских ханты, на сегодня приостановлена из-за отсутствия финансирования. Примечательно, что среди комплексов мер, включенных в проект «Дорожная карта», имеются и вопросы финансирования подобных мероприятий, в частности участие на получение грантов.

На Ямале имеется опыт по организации мобильных классов для дошколят на местах пересечения кочевых путей, где они занимаются их социализацией и подготовкой детей для поступления в первый класс. В частности, в Муравленко вот уже на протяжении почти десяти лет вели подобную работу. Что интересно, заведующая детским садом «Рябинка» Надежда Голубкова своими наблюдениями и умозаключениями года три-четыре назад пришла к той же идее, то есть необходимости организации специальной адаптационной группы для детей коренных жителей.

На районном совещании Надежда Дмитриевна представила свой проект «Адаптационная группа предшкольного образования для детей из числа коренных малочисленных народов севера, проживающих на территориях традиционного природопользования, с проживанием в интернате и получением образовательной услуги в детском саду». Название проекта, пусть объемное, но в точности отражает суть предлагаемой работы.

А главная суть состоит в том, чтобы совместно со школой организовать достойные условия для проживания детей коренных жителей и получения ими дошкольных образовательных услуг. В детском саду организовать круглосуточное пребывание детей невозможно, поэтому руководители двух образовательных учреждений поселения решили вопрос «полюбовно», поровну – 12 часов в сутки дети находятся в школе, столько же времени будут проводить в саду. Самый главный вопрос – наличие педагога со знанием родного языка и навыками декоративно-прикладного искусства, можно сказать, с повестки дня уже снят - с Муравленко к нам готова приехать молодой педагог.

Одним из главных требований для успешной реализации проекта является медицинский аспект: обследование, диагностирование и лечение маленьких новичков. Не менее важную роль играет также согласие родителей отпустить малышей на «свободное плавание» в столь юном, даже нежном возрасте – с шести лет. В этом направлении работа уже ведется, и на помощь дошкольному учреждению в доведении информации до родителей, находящихся на стойбищах, снова приходит школа.

Как говорится в поговорке, «Лиха беда – начало». Надежда Голубкова уверена, что так долго вынашиваемый ею и неожиданно, через интернет, нашедший реальное подтверждение своей целесообразности на опыте ямальских педагогов дошкольного образования проект будет реализован, и возможно, уже к началу нового учебного года. В ближайших планах у руководителя проекта – поездка в Муравленко совместно с идейными единомышленниками для изучения на месте опыта коллег тундровой зоны севера.

Уверенности в успешной реализации дает и то, что проект поддержали в районном департаменте образования, в лице начальника отдела дошкольного образования Светланы Андрийченко и директора департамента образования Ольги Кочуровой.

Участники районного совещания остались удовлетворенными от организации комплекса мер, направленных на повышение качества образования у детей ханты в Русскинской СОШ. Выступления директора школы Владислава Стадниченко, его заместителей Анжелики Ореховой и Марии Стадниченко продемонстрировали всесторонний и глубокий обхват педагогическим коллективом всех насущных вопросов, требующих решения в условиях проживания детей в отрыве от родителей, в интернате.

Согласитесь, невозможно специально для совещания выдумать и показать несуществующие показатели в работе и фальсифицировать множество мероприятий, зафиксированных в фото- и видеоматериалах, которых увидели районные гости. К слову, кроме демонстрации достигнутых положительных моментов, руководители учреждения не обошли и вопросов, которые требуют решения, и как можно скорее, тем лучше.

- Одним из самых актуальных вопросов в условиях круглосуточного пребывания детей в интернате является организация круглосуточного медицинского обслуживания. К сожалению, этот компонент в нашей работе несколько лет назад убрали, чем нанесли большой урон в достойной организации условий проживания стойбищных детей в интернате. Надеемся, что этот вопрос решится одним из первых в рамках проекта «Дети Арктики», - сказал Владислав Николаевич.

На совещании подробно рассмотрели вопросы профориентации учащихся, чтобы обеспечить преемственность поколений педагогических кадров по преподаванию родного языка, с большим интересом заслушали проект на тему духовно-нравственного воспитания дошкольников Ольги Звоновой, музыкального руководителя детского сада «Рябинка». Директор центра национальной культуры Зоя Николенко поделилась своими мыслями по сохранению традиционной культуры ханты.

Думаю, что мы еще не раз будем возвращаться к поднятым на совещании темам: пока есть хоть одна семья, ведущая традиционный образ жизни, они не потеряют своей актуальности.

18:10
463