Про социальные сети и подростков, которых завлекают в опасные игры

14:40
1.85K
Про социальные сети и подростков, которых завлекают в опасные игры

Наши дети играют со смертью. Конечно, не все, слава богу! Но каждый, кто не представляет свой день без социальных сетей, в зоне риска. Новый вызов времени – «группы смерти», где подростку предлагают пройти квест, финал которого известен – суицид. И это не «страшилка», а реальная угроза наших дней.

О негативе, который можно поймать в виртуальном мире, говорили и прежде – уж сколько граждан пострадало от онлайн-мошенников, скольким пришлось столкнуться с вирусными программами и, как следствие, потерять личные данные… Или такая неприятность, как «троллинг» – высмеивание, унижение, провокация человека через виртуальное общение.

В большей степени от этого страдают дети, молодёжь. И вот теперь все говорят о смертельных играх, в которые вовлекают самых любопытных и одновременно самых уязвимых – детей и подростков среднего школьного возраста.

Среди родителей – панические настроения: что делать? Как поговорить с чадом, чтобы не навредить, не спровоцировать интерес к теме (оказалось, дети знают больше нашего). А может, вообще взять и отключить интернет, чтобы уж наверняка – никакого контента… Моему – 12. Эти вопросы встали и в нашей семье.

– Когда мы впервые заговорили об этом на родительских собраниях, у взрослых был шок, – рассказывает Олеся Богачёва, учитель математики, классный руководитель 6 «А» класса пятой лянторской школы. – Многие просто удаляют аккаунты своих детей из социальных сетей, другие забирают телефоны на ночь, чтобы у ребёнка не было возможности бесконтрольно общаться в Сети. Я сама вижу, что в нашей классной группе поредело, а ещё до Нового года все ребята были – обсуждали наши школьные вопросы, в морозы я домашнее задание выкладывала и проверяла. Через интернет удобно держать связь.

У Богачёвых растут двое мальчишек: Пете – 6 лет, Диме – 11, сейчас в пятом классе. Недавно заметил в школе девочку, у которой вся рука была в порезах, сказал об этом дома. Отец служит в полиции, тут же подключил коллег, школьного социального педагога… В общем, ребёнок под контролем.

Двоих учеников пятого же класса «разоблачили» и в белоярской школе Сургутского района. Хорошо – вовремя: ребятам оказывают психологическую помощь, за ними приглядывают инспекторы по делам несовершеннолетних. Родителям дали чёткий алгоритм, как вести себя с детьми, попавшими в ловушку.

– Задача номер один – организовать качественный мониторинг аккаунтов детей, которые находятся в зоне риска. Мы должны уберечь их! Сейчас ломаем головы, как быть?! Привлекаем добровольцев из общественных организаций, в частности, из Союза добровольцев России, у них есть чёткое видение, как это делать. Готовим соглашение между муниципалитетом и Союзом добровольцев России, где разграничим полномочия, ведь в данном случае идёт работа с персональными данными.

В конце февраля состоялся большой тематический семинар для школьной общественности. Мы разрабатываем алгоритм, чтобы каждый школьный психолог, классный руководитель понимал, как это технически делать – на что обращать внимание, просматривая странички. Ведь дети могут прятаться в соцсетях. Мы ищем ключи, – поделилась мыслями директор департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района Ольга Кочурова.

Она рассчитывает на помощь молодых активных педагогов, которые так же уверенно, как и их ученики, пользуются интернетом. В то же время важно, чтобы педагог отнёсся к этому заданию не формально, а с пониманием ответственности.

– За первую неделю мониторинга у нас есть результат: выявлены 8 детей – те, кто «играют», открыто говорят, что состоят в этих группах, и те, кто заходили на страничку поинтересоваться. В двух случаях мы обратились в полицию, – добавляет Ольга Кочурова.

На пресс-конференции губернатора ХМАО – Югры 23 марта 2017 года Наталье Комаровой адресовали вопрос: какие меры округ принимает, чтобы противостоять кибер-угрозе, с недавних пор обрушившейся на детей и подростков России?

– Мы пытаемся нагрузить этой работой зарождающиеся кибердружины, поскольку идеология подобных технологий гнездится именно в интернете. Мы работаем с молодыми людьми, которые понимают и основы психологии, и нюансы работы в Сети. Сейчас заканчиваем разработку нормативно-правовой базы, которая внесёт ясность, кто конкретно будет заниматься этим сложным вопросом, – ответила она.

Отметим, накануне в связи необходимостью противостоять угрозе, которая исходит от «групп смерти», в регионе уже дважды собиралась окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Пока на передовой работают «классные мамы»: проводят классные часы, беседы. Не о суицидах – на этом не заостряют внимание, напротив, стараются лишний раз не проговаривать названий смертоносных групп, а о ценности жизни.

– Сегодня и сами родители могут оградить своего ребёнка от угроз медиаконтента, имеются общедоступные инструменты на устройствах, но делают это немногие. То есть в этом вопросе важна и личная, родительская вовлечённость, – подчеркнула Наталья Комарова.

В школьной программе есть предмет – основы безопасности жизнедеятельности, ОБЖ, где детей учат правилам ра-зумного поведения, например, на дороге, в случае пожара или наводнения. Случается ли на этих уроках разговор о медиа-безопасности? О том, какие реальные последствия могут повлечь ошибки в виртуальном мире? Разъясняют ли детям, какая ответственность лежит на владельцах гаджетов? Эти вопросы я адресовала учителям, классным руководителям. Ответили: да, есть такая тема, и на ОБЖ, и на уроках информатики. Но говорится об этом немного и нерегулярно, в отличие от тех же ПДД.

А жизнь тем временем подсказывает нам: пора перестраиваться и предупреждать мальчишек и девчонок о подводных камнях интернета. Может, факультатив в школе ввести? Ведь у каждого первоклашки в кармане телефон, ученик средней школы наверняка имеет выход в Сеть, о старшеклассниках и говорить нечего – найдите хоть одного, не подписанного ВК или Instagram.

Пока на передовой работают «классные мамы»: проводят классные часы, беседы. Не о суицидах – на этом не заостряют внимание, напротив, стараются лишний раз не проговаривать названий смертоносных групп, а о ценности жизни.

Лариса Сименяк рассказывает:

– У нас в школе целая система работы налажена с детьми и родителями. Провели классные часы, беседы, собрания. Нам «спустили» методические рекомендации ещё в феврале, мы включились в окружную акцию «Безопасный интернет». Стараемся в общем говорить, но дети знают не меньше нас и не скрывают этого. Радует, что большинство ребят все-таки осуждающе относятся к таким «играм». Хотя признают: и сами любопытничали, что в их возрасте, кстати, абсолютно нормально.

Кстати, в социальной сети «ВКонтакте» активисты создали группу «АнтиКит», где можно найти рекомендации, как выявить ребёнка, попавшего в беду.


Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации