«Скорая помощь», которая приходит с воздуха

08:50
2.45K
«Скорая помощь», которая приходит с воздуха

В Сургутском районе множество посёлков, сёл и деревень, а также родовых угодий, охотничьих домов, изб и юрт, до которых невозможно добраться на машине. В одном только Угуте, близ Юганского заповедника, проживает более 30 семей коренных малочисленных народов Севера, до которых, в случае необходимости, можно добраться лишь воздушным транспортом.

Когда на родовых угодьях случаются драки с поножовщиной или в Сургутский филиал Центра медицины катастроф поступают вызовы о перестрелке в одном из охотничьих домов, бригада санавиации точно знает, что их ждёт там срочная работа. Вблизи стойбищ нет санитарных пунктов или хотя бы ФАПов, где людям могут оказать квалифицированную помощь. А ведь при серьёзной травме помочь человеку нужно в самое ближайшее время, а коренные жители в большинстве случаев не знают даже элементарных правил оказания медицинской помощи.

Когда случаются подобные происшествия, на помощь в тайгу может прийти только бригада санавиации. В распоряжении местного Центра медкатастроф имеется два вертолёта Ми-8, базирующихся на территории Сургутского аэропорта. Сегодня вертолёт Ми-8 – самый распространённый вид воздушного транспорта для перевозки людей.

Роды и болезни грязных рук

Жители родовых угодий, охотничьих домов, изб и юрт часто жалуются на простуду, иногда уже в запущенной стадии: пневмония, бронхит. Здесь сказывается ограниченная доступность медицинских препаратов для коренных народов Севера, поскольку ближайшая аптека находится ну очень далеко, и проделывать такой путь за лекарством от насморка не все считают нужным. А погода на Севере, особенно в отдалённых территориях, весьма суровая, и заболеть, живя в полном единении с природой, когда все удобства на улице, – проще простого. Особенно это касается детей, которые не могут долго сидеть на одном месте и постоянно простывают.

Ещё одна «детская» проблема – инфекционные заболевания. Последний вызов поступил диспетчеру седьмого февраля 2017 года – двое детей были госпитализированы с кишечной инфекцией. Несоблюдение элементарной гигиены привело к печальным последствиям. А ведь родители могли бы и напомнить детям, что перед тем как сесть за стол, нужно вымыть руки. Тем более что такие вызовы часто поступают в ЦМК, значит, родители регулярно сталкиваются с такой проблемой.

Ещё одна распространённая причина вылетов – беременность. Вынашивание ребёнка в отдалённых поселениях, где нет санитарного пункта, сопряжено со множеством рисков. В случае осложнений, болей или преждевременных родов женщинам обратиться некуда, и они просят помощи у бригады санавиации. Но даже на вертолёте санбригада не всегда успевает доставить роженицу в Сургутский перинатальный центр.

– Наш медперсонал неоднократно принимал роды в юртах и в вертолёте, и уже в машине «скорой помощи» по дороге в перинатальный центр, – смеётся заведующий отделением Центра медицины катастроф Госендибир Газимагомедов. – Но бояться нечего, наша техника оборудована всем необходимым, а персонал полностью квалифицирован в части оказания подобного рода помощи.

Cреди посёлков и деревень Сургутского района чаще всего бригада санавиации летает в Лямину, Локосово, Таурову, Тайлакову, Каюкову, Юган и Угут.

Сотрудники ЦМК отмечают, что в их распоряжении имеются географические координаты каждой юрты в Сургутском районе:

– Для спасения человека нам нужны точные координаты его местонахождения, вертолётная площадка не всегда обязательна. Поскольку технику можно посадить на твёрдую пустынную местность. Главное условие: в ночное время суток обязательно наличие света, без него вертолёт не сможет совершить посадку.

В этом случае на помощь приходят сами жители. С помощью фар автомобилей или снегоходов они освещают площадку, чтобы вертолёт мог сесть. В дневное время, когда на месте прилёта оказывается болото, вертолёт просто зависает в паре сантиметров от земли. Бортмеханик проверяет, можно ли ходить по такой местности, после чего из вертолёта выходит бригада санавиации.

Среди посёлков и деревень Сургутского района чаще всего бригада санавиации летает в Лямину, Локосово, Таурову, Тайлакову, Каюкову, Юган и Угут. В населённые пункты, куда можно добраться наземным транспортом и до которых меньше двух часов езды, медперсонал едет на машине.

Вертолёт Ми-8 – самый распространённый вид воздушного транспорта для перевозки людей.

Погодные условия

Многое в работе сотрудников санавиации зависит от погодных условий. Поскольку Сургутский район расположен в северной части региона, в периоды сильных ветров или заморозков сотрудники Центра медицины катастроф не вылетают на место происшествия: такое санзадание угрожает жизни членов команды. В 2015 году одна из бригад трагически погибла, одна из версий случившегося – шторм, но до сих пор точная причина не установлена. После транспортировки ребёнка с мамой из Сургута в Нижневартовск экипаж возвращался обратно в Сургут, но так и не смог добраться до посадочного места. Вся бригада в составе пяти человек: врач-реаниматолог Илья Шевелёв, фельдшер Владимир Михайлов, командир экипажа И.Н. Павлюк, второй пилот Д.В. Сулкарнаев и бортмеханик В.В. Цыбань погибли.

При малейших сомнениях бригада Центра медицины катастроф выполняет задание на автомобиле – так безопаснее. Зимой до отдалённых сёл и деревень медперсонал добирается по зимнику. В составе центра действует бригада экстренного реагирования для обслуживания ДТП на трассе Сургут – Нижневартовск от 24 до 101 км, которая базируется в Ульт-Ягуне, но работает по всему Сургутскому району. В осенне-весенний период, когда всё тает и погодные условия не позволяют добраться на вертолёте, санбригада связывается с ближайшим отделением больницы или скорой помощи и договаривается, чтобы они отправили машину «скорой помощи» для перевозки больного в ближайший стационар. Далее весь процесс Сургутский филиал ЦМК контролирует дистанционно: по телефону и через факс, поскольку медработники в населённых пунктах Сургутского района не всегда могут оказать помощь тем, кто сильно пострадал.

Вблизи стойбищ нет санитарных пунктов или хотя бы ФАПов, где людям могут оказать квалифицированную помощь.

– Часто бывает, что медработник в поселении – врач общей практики или фельдшер. Поэтому по возможности бригада санавиации вместе с врачами прилетает на место, где делает всё необходимое, чтобы спасти больного или пострадавшего, или же консультирует медперсонал в поселениях дистанционно, – говорит зав. отделением Сургутского филиала ЦМК.

Были случаи, когда санбригада добиралась не на вертолёте, а на аэроходе (аэроход – судно на воздушной подушке). Об этом журналисту рассказал Госендибир Газимагомедов:

– Осенью 2015 года в Центр медкатастроф поступил вызов из посёлка Банного. Один из очевидцев сообщил об огнестрельном ранении. Из-за погоды бригада санавиации не смогла вылететь на место. Медика в деревне нет. Тогда мы обратились за помощью к учреждению «Центроспас-Югория», и они предоставили нам аэроход, на котором наши врачи, сотрудник полиции и спасатель «Центроспас-Югория» добрались до места происшествия.

Дела сердечные

Многие жители обращаются в Центр из-за проблем с сердцем. Более 400 вызовов в 2016 году в ЦМК поступило от кардиологических больных: инфаркты, инсульты, сердечно-сосудистые заболевания. Самому молодому пациенту было всего 17 лет, когда у него случился инсульт. Благодаря своевременной квалифицированной помощи медиков его удалось спасти. Госендибир Газимагомедов рассказывает, что пациенты много лет спустя ещё помнят бригаду ЦМК.

Самому молодому пациенту было всего 17 лет, когда у него случился инсульт.

– Несколько лет назад я встретил этого пациента на улице. Он узнал меня среди прохожих и подошёл ещё раз сказать спасибо. Это очень приятно, что люди не забывают членов бригады.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации