Минус 100 дней как несомненный плюс. О чём говорили на заседании инвестсовета

Минус 100 дней  как несомненный плюс. О чём говорили на заседании инвестсовета

Очередное заседание совета по вопросам развития инвестиционной деятельности в Сургутском районе состоялось 26 января под председательством главы района Андрея Трубецкого. Редакции газеты «Вестник» оно было интересно с двух позиций. Во-первых, на нём подводились итоги работы за 2016 год, во-вторых, оно было первым после подтверждения лидерства Сургутского района в деле развития малого и среднего бизнеса.

Напомним, по итогам 2016 года рост малого и среднего предпринимательства в районе увеличился на 10 %. А количество людей, занятых в малом и среднем бизнесе, на территории района возросло на 30 процентов. Вот и хотелось понять: достижение значимых показателей – это целиком заслуга частной инициативы, или администрация района тоже имеет реальные рычаги для того, чтобы обеспечить движение вперёд, и использует их по полной? Попробуем разобраться.

Сто дней – достижение, но не предел
Об исполнении плана мероприятий, направленного на привлечение инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании Сургутский район, на заседании совета доложила Галина Жирова, председатель комитета экономического развития администрации района.

В целях реализации поставленных задач дорожной картой утверждено 108 мероприятий, из них 73 мероприятия – план 2016 года. По состоянию на 01.01.2017, план исполнен на 93 %, 5 мероприятий не исполнены в силу разных причин. Так, один из показателей – доходы от аренды муниципального имущества – исполнен на 97,8 % (получено 40,9 млн руб. против 41,8 млн руб плановых назначений) из-за передачи ряда объектов на баланс поселений и в связи с уменьшением количества действующих договоров аренды имущества.

Один из показателей, сыгравший в пользу Сургутского района на уже упомянутом федеральном конкурсе, – сокращение сроков рассмотрения проектов, предусматривающих привлечение средств инвестора, от подачи заявки в муниципалитет до реализации проекта.
Отметим, порядок взаимодействия отраслевых функциональных органов администрации Сургутского района при подготовке и реализации проектов муниципально-частного партнёрства (МЧП) строго регламентирован. Эти полномочия реализует комитет экономического развития, он же обеспечивает координацию деятельности других ведомств, согласовывает конкурсную документацию и так далее. Сроки каждого этапа установлены федеральным законодательством, однако в администрации Сургутского района эти сроки удалось сократить: в случае с проведением конкурса дорожная карта Сургутского района включает в себя 334 дня (по федеральному закону 488 дней), без проведения конкурса – 207 дней против 308 дней по федеральному нормативу.
Поблагодарив ведомства за большую работу, которая была проделана по сокращению сроков, глава района Андрей Трубецкой попросил членов инвестиционного совета (а в него входят не только чиновники, но и представители бизнеса) внимательно ознакомиться с предложенной схемой и дать экспертное заключение.
– Схема прохождения всех требуемых процедур подготовлена в соответствии с нормативной базой, и сроки каждого этапа были рассмотрены самым тщательным образом, – пояснил Андрей Александрович. – Как напишем, так и будет. Прошу вас посмотреть, что ещё можно предпринять. Если появятся какие-то новые идеи на этот счёт, давайте рассматривать вместе и внедрять.

Как сообщила на заседании инвестсовета Г.Ф. Жирова, информация о том, в каких объектах нуждается Сургутский район, открыта – размещена на инвестиционном портале Сургутского района (admsr.ru/invest/). В ближайшее время в разделе МЧП появятся два новых объекта культуры и спорта – это спортивный центр с универсальным игровым залом в поселениях Барсово и Фёдоровском. Дорожные карты по строительству этих объектов уже находятся в разработке.

Крупные стройки – только с инвестором
На 21-м заседании инвестсовета также рассматривалось применение механизмов концессии, государственно-частного партнёрства (ГЧП) и МЧП. Всё это методы решения задач, стоящих перед администрацией Сургутского района, с привлечением внебюджетных средств. Если упрощённо, то район говорит: «Нужна школа в Сортыме на столько-то мест». Инвестор говорит: «Я построю эту школу за два года, согласованный проект со всеми экспертизами имеется». Стороны подписывают соглашение, в соответствии с которым муниципалитет обязуется выкупить этот социальный объект у инвестора после сдачи его в эксплуатацию.
Других жизнеспособных методов привлечения денег инвестора сегодня не существует. Это что касается школы. А если речь идёт о свалке бытовых отходов? Подход не меняется.
Естественно, при планировании мероприятий по реконструкции и ремонту убыточных предприятий коммунального комплекса ставится несколько задач, главные из которых – сократить бюджетные дотации в коммунальную отрасль; сохранить (в идеале – упрочить) имеющиеся в коммунальном комплексе оборудование и материально-техническую базу; не допустить срывов в обеспечении жителей района светом и теплом.

По факту план мероприятий по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий сферы ЖКХ (МУП «Ханты-Корт», МУП «Сургутрайторф», МУП «ТО УТВиВ №1» МО СР) не согласован и не утверждён. Убыточны по итогам 2016 года – все три. Администрация Сургутского района рассматривает варианты решения застарелых проблем, ищет новые подходы.

Во время обсуждения результатов деятельности МУП «Сургутрайторф» по итогам 2016 года точку зрения высказал один из членов инвестсовета Алексей Дяденко, директор ООО «Молодёжный жилищный комплекс» (г. Лянтор).
– Убытки связаны с транспортировкой твёрдых бытовых отходов, – отметил он. – Муниципальные предприятия, зная, что в итоге всё равно получат субвенцию или дотацию из бюджета на покрытие убытков, демпингуют, отбирая объёмы работы у частных компаний. В части транспортировки ТБО есть «живой рынок», и я знаю компании, которые заинтересованы в получении этих объёмов.
Члены инвестсовета обсудили Лянторский полигон ТБО, в реконструкцию которого были вложены существенные бюджетные ресурсы. Для частника этот объект – лакомый кусок, поэтому желающие взять его в концессию найдутся быстро. Как подчеркнул глава Сургутского района Андрей Трубецкой, полигоном нужно распорядиться рачительно – к примеру, отдать его в концессию с нагрузкой или с обременением в виде охраны несанкционированных свалок в Нижнесортымском и Фёдоровском. Для решения этой задачи необходимо детально проработать конкурсную документацию, провести экологическую экспертизу и приступать к работе.
Руководству профильных департаментов по итогам заседания поручено соблюдать дорожные карты и не затягивать сроки исполнения решений, важных для людей.
Наша новая школа
У департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района – большие планы в части строительства новых школ. Как сообщила и.о. директора департамента образования Ольга Кочурова, в результате реализации мероприятий с применением механизмов концессии и МЧП к 2021 году в районе будет построено 9 объектов, отвечающих современным требованиям, создано 5860 мест для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, 785 мест – для воспитанников дошкольных учреждений.
В итоге сто процентов обучающихся в школах будут заниматься в одну смену. Очерёдность детей в возрасте от полутора до шести лет в детские сады сократится на 16 %. Дорожные карты по каждому проекту разработаны и размещены на инвестиционном портале района и сайте департамента образования и молодёжной политики района.
Поскольку размещение конкурсной документации по ряду коммунальных объектов Сургутского района плодов не принесло (конкурс размещён, а потенциального инвестора нет и не предвидится), глава района Андрей Трубецкой призвал всех руководителей департаментов проводить работу с инвесторами, исполнителя работ на тот или иной объект искать заблаговременно.

– А то можно до бесконечности размещать информацию, не получая отдачи от затраченных усилий. Нам нужны люди, которые хотят и готовы работать на благо жителей Сургутского района, – подчеркнул А.А. Трубецкой. – А отстаивать интересы жителей – это наша с вами работа.

Если найти инвестора – это задача номер один, которую ставит глава Сургутского района Андрей Трубецкой своим подчинённым, то задача номер два – удержать его, обеспечив такими объёмами, такими условиями работы, чтобы из Сургутского района он – ни ногой.
Ещё одно важное задание – активнее взаимодействовать с профильными департаментами правительства Ханты-Мансийского округа и встраиваться в окружные программы, получая окружное финансирование на строительство, реконструкцию и ремонт объектов, расположенных на территории района. При этом предпочтительно соотношение 70/30, где 70 % – окружные деньги, а 30 % – средства муниципалитета.

Возможно, округ будет сопротивляться. Сургутский район должен быть к этому готов, именно поэтому нужны сильные аргументы, обоснования и расчёты.

10:00
385