Уровень доверия к местным СМИ у югорчан – один из самых высоких в стране

15:13
759
Уровень доверия к местным СМИ у югорчан – один из самых высоких в стране

К такому выводу пришли специалисты фонда «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН, представившие рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации — «Индекс развития медиасферы-2016». Исследование выполнено по заказу Комитета гражданских инициатив.

В этом году представлен уже второй рейтинг, результаты предыдущего были опубликованы в ноябре 2015 г. Для расчета интегрального Индекса использовано в общей сложности 50 различных индикаторов, разделенных на пять частных индексов, сообщается на сайте комитета гражданских инициатив. Это:
- Состояние среды для работы средств массовой информации (СМИ, 10 индикаторов);
- Состояние и активность основных стейкхолдеров (влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ, 10 индикаторов);
- Состояние аудитории (доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию, 10 индикаторов);
- Состояние самих СМИ (12 индикаторов);
- Состояние медиаконтента (8 индикаторов).
По результатам исследования все регионы разделены на четыре группы:
- рейтинг А присвоен 11 наиболее развитым регионам; лидеры группы – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области.
- рейтинг B присвоен 30 регионам со средним уровнем развития института массовой информации.
- рейтинг C присвоен 33 регионам с недостаточным уровнем развития института массовой информации.
- рейтинг D присвоен11 регионам с наименьшим уровнем развития института массовой информации.
Особый интерес представляют результаты массового опроса. Для его проведения была составлена анкета из шести вопросов, на которые ответило от 300 до 520 респондентов в каждом регионе. Среди вопросов – критическое отношение к получаемой информации, желание в ней разбираться, количество времени, уделяемого разным СМИ, получение новостей из интернета, доверие к СМИ в целом, а также к местным и региональным медиа.
Согласно опросу, в России нет региона, где уровень доверия к СМИ был бы ниже 50%, причем как в случае с региональными или местными медиа, так и СМИ в целом.
Минимальный уровень доверия к СМИ в целом – 58% – зафиксирован в Ингушетии, Тамбовской области и Москве. Больше всего доверяют журналистам в Крыму (78%), Севастополе (75%) и Ямало-Ненецком автономном округе (73%). При этом доверие к региональным и местным СМИ в большинстве регионов выше, чем к федеральным. Таких регионов 61, среди них Москва (61% против 58%), Санкт-Петербург (68% против 60%), Московская область (60% против 59%), Свердловская и Воронежская область, Чечня, Тюменская область с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами (в них зафиксирован самый высокий уровень доверия к локальным СМИ, соответственно, 79%, 78% и 77%). В 19 регионах уровень доверия к локальным СМИ ниже, чем к федеральным. Наибольший разрыв – в Калмыкии (67% доверяет СМИ в целом и лишь 56% – локальным), Тыве (71% против 63%) и Севастополе (75% против 67%). Лишь в пяти регионах жители равно доверяют как локальным медиа, так и СМИ в целом.
Наиболее низкий уровень доверия к региональным и местным СМИ – в Дагестане (54%, в 2015 г. был 58%).
Согласно опросу, растет число россиян, постоянно, часто или достаточно часто встречающихся в СМИ с заведомо ложной информацией или попыткой навязать определенную точку зрения. Если в 2015 г. было лишь 13 регионов, где уровень такой аудитории был 40% и выше, то в 2016 г. насчитывается уже 24 подобных региона. При этом в Москве доля такой аудитории превысила половину (52%), увеличившись за год на 6 процентных пунктов. В других регионах доля такой аудитории составляет от 24% до 48%. В 2015 г. лидером по этому показателю был Санкт-Петербург (48%, в 2016 г. – 47%). Также высокий уровень в Орловской (48%), Московской (46%), Липецкой (44%), Новосибирской (44%), Ивановской (43%), Псковской (40%) областях. Большинство из тех, кто встречается с незаслуживающим доверия контентом, пытается его проверить в других источниках. В разных регионах таких людей от 71% до 86%.
Также опросы показали, что в 23 регионах, включая все три города федерального значения, более половины аудитории каждый или почти каждый день читает новости в Интернете. Самый низкий уровень – в Чечне (28%) и Ингушетии (33%), самый высокий – в Коми, ХМАО, ЯНАО и Мурманской области (по 57%).