Ляминскому школьному музею исполнилось 15 лет

07:00
1231
Ляминскому школьному музею исполнилось 15 лет

Моему знакомству со школьным краеведческим музеем «Русская горница» предшествовал приезд на Север. Произошло это в марте нынешнего года, и многое здесь мне внове. Недавно я побывала в Ляминой, меня впечатлила эта деревня, её люди. И уж точно не ожидала я увидеть здесь такой школьный музей. А непосредственному знакомству с музеем предшествовал целый ряд историй...

История первая

Первой историей, с которой я толкнулась, стала история создания национальных школ-интернатов. Такой открыли в Лянторе еще в 1931-м году, в рамках специально разработанной советским правительством программы «Красный чум». Тогда здесь под размещение и обустройство подразделений «чума» выделили несколько бараков. Часть из них использовали как школу-интернат для детей-ханты с классами и спальными помещениями. По странному стечению обстоятельств, первый мой ночлег на Севере состоялся в бывшем здании того самого интерната, где в начале 1970-х жили привезенные из лесных угодий детишки-ханты. Впрочем, паники по этому поводу не было, хоть в марте и были еще до середины занесены снегом окна щитового домика. Всю ночь выла вьюга, а в комнатке с тонкими стенами отчего-то прекрасно спалось…

Наутро мне рассказали, что прежде в этом здании располагалась школа-интернат. Теперь ближайший находится в деревне Лямина. Услышанному тогда не придала я никакого значения. Шли дни, потихоньку теплело, в Лянтор пришло лето с белыми ночами… Потом яркий сентябрь.. Тогда-то мне и предложили отправиться в Лямину посмотреть школу, где живут дети ханты. Правда, сегодня у ляминской школы, открытой еще в 1959 году, статуса школы-интерната нет. Она является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Тем не менее, ханты здесь обучаются вместе с деревенскими детьми и живут в отдельном крыле школьного здания.

Ничего особенного не ожидая, поехала развеяться. Каким же было изумление, когда оказались мы в невиданной доселе деревне охотников и рыболовов с широким «бульваром» из бетонных плит и пряничными домиками по обеим сторонам дороги! Улица упиралась в ухоженную территорию школы, больше похожую на пансионат где-нибудь в старой Англии. Сходство с пансионатом усилилось, когда малышка ханты, гуляющая во дворе с подружкой, вдруг преподнесла мне цветочек: "Это вам!" .

Кругом полыхали рябины. В комнатах девочек стояли аккуратно застеленные кровати, а одна из старших воспитанниц причесывала первоклассницу… Одним словом, история национальных школ-интернатов определенно развивалась по позитивному сценарию.

Начало начал

Итак, школьный музей. В 2015 году в Ляминой, на базе средней и санитарно-лесной школ, а также Лянторской национальной школы-интерната, возник новый учебный комплекс, где среднее образование стали получать и ребята из Ляминой, и дети ханты с родовых угодий.

В память о санаторно-лесной школе бывший её директор, ушедший к тому времени на пенсию, передал в школьный музей «Русская горница» макет школы-интерната, сделанный собственными руками, вместе с другими экспонатами музея школы-интерната, который назывался «Живи, моя Югра». Дальше – больше. Макет новой школы, какой она стала спустя годы, мастерили совместными усилиями. Так история новой школы началась с объединения двух школьных музеев, первоначально расположившихся в одной маленькой комнате.

- Школьный краеведческий музей «Русская горница» начал свою историю 15 ноября 2001 года в прежнем здании школы, которое сейчас реконструируют под детский сад. Там был выделен маленький класс для экспозиции школьного музея, который возник в1989году на базе школьного исторического кружка под руководством Ирины Желниной. Той удалось заинтересовать детей историей своих предков, историей заселения Севера и пошли они по деревенским бабушкам. Стали расспрашивать, приглашать в школу, а те потихонечку начали отдавать им старые предметы быта.

Так в распоряжении школьного музея оказались по-настоящему уникальные вещи. Например, тульский самовар, выпущенный в 1905 году на заводе братьев Баташовых. Бабушка его не своим внукам оставила, а передала в музей, понимая, что здесь он сохранится лучше. Ухваты, коромысла… сегоднямало кто знает предназначение этих вещей. Вот лавка, ей более ста лет. Комод, зеркало, которое принадлежало одним из основателей нашей деревни - Проводниковым. Это ведь и мои прадеды тоже, я и мои дети -пятое и шестое поколения Проводниковых. У нас общий прапрадед Проводников Василий, но фамилии разные – Проводниковы, Егоровы, Желнины, Поповы… Моя фамилия Пиварчук,а русские наши родственники Егоровы из Тобольской области. Предки других жителей Ляминой, как выяснилось, пришли сюда из разных мест, - рассказывает сегодняшний руководитель музея Елена Пиварчук.

- Как они сюда попали, к какой национальности принадлежали, выясняем до сих пор. Много ещё белых пятен в истории нашего края. Ребята пишут научные работы по краеведению и истории своего рода. После того как одна комната наполнилась, помещение музея расширили. Одна из комнат благодаря собранным экспонатам стала похожа на русскую горницу, и следующий руководитель музея, Людмила Кошелева,так его и назвала, когда привела в систему краеведческую работу, - «Русская горница».

КСТАТИ Людмила Александровна Кошелева 15 декабря 2016 года отметит 75-летие.

Руководителем музейной экспозиции я стала в 2003 году. В это же время начало развиваться музейное дело в школах Сургутского района, чему способствовали творческие руководители из департамента образования Е.Н.Рыманова и Е.И. Петривляк. Постоянно проводятся конкурсы школьных музеев, и наши экскурсоводы последние четыре года туда с удовольствием выезжают и занимают первые места в районе. За это время музей расширился, пополнился новыми экспонатами. Вот даже кости мамонта мне знакомые специально для музея привезли.

Статус школьного музея был впервые получен в 2006 году. Сейчас через каждые 5 лет проводится подтверждение паспортизации музея. У нас есть соответствующая документация, и всё хранится строго по описи. Прибавилось работы: инвентаризация, опись фондов. Не самая легкая процедура, должна признать,- продолжает свой рассказ Елена Пиварчук.

Одним словом, музейное дело в этой школе теперь поставлено на широкую ногу. Экспонаты продолжают поступать, многое создается девочками ханты, приученными к рукоделию с детства. Прямо руками умеют отрывать ткань на национальные платья прямоугольного кроя, стремительно нижут бисер и виртуозно накладывают один за другим стежки. В то же время больше носят в школе современную одежду. Кто его знает, смогут ли школьницы лет через пять смастерить священное покрывало, украшенное узором, олицетворяющим всадника на коне и лапу медведя.

Истории трагические…

Теперь настало время для тяжёлых историй. В музее ведётся исследовательская деятельность по изучению реальных исторических событий, в том числе и трагических. Так зимой 1930 года в Сургутский район были сосланы раскулаченные крестьяне Тюменского, Ишимского, Тобольского округов, Юргинского, Нижне-Тавдинского, Ялуторовского, Упоровского, Емуртлинского и других районов юга Уральской области. Так в наших местах возникли посёлки спецлага – Нагорный, Рыбацкий, Высокий Мыс, Чёрный Мыс, Ямское, Озёрный, Островной, Банное и Песчаный.

В школьном музее рядом с нарядными берестяными лукошками коренных жителей и ханты хранится неловкий кузовок без орнамента и других украшательств. Такие мастерили неумелыми руками переселенцы, чтобы в короткий срок успеть запасти хотя бы ягод для предстоящей зимы. Несмотря на суровый климат и бытовые трудности, щедрая земля и река помогли обустроиться новосёлам на этом месте.

В 1941-м году сюда эвакуировали детей из блокадного Ленинграда. Им, истощенным голодом и тяжёлой дорогой, чем могли помогали жители Песчаного.

- На базе школы, которая была открыта в 1932 году, разместился в 1941-м один из детских домов Ленинграда. В музее есть небольшая экспозиция, посвящённая этой истории. В архивах сохранились абсолютно все документы того времени. Изначально в поселковой школе обучали только до 3-го класса. Для детей из Ленинграда открыли 4-й, 5-й и 6-й классы, чтобы они смогли продолжить обучение. Наши ребята на этом материале написали научную работу, с которой выезжали на конференцию, - поясняет Елена Пиварчук.

Военным трагедиямнашей страны, участниками которых были и ляминцы, и песчановцы,нет числа. О глухом местечке в Сибири в годы Великой Отечественной войны вспоминали каждый очередной призыв: деревенские охотники,умевшие попасть белке в глаз, дабы не попортить ценную шкурку, шли воевать с фашистской Германией… И эта история ещё не окончена: учащиеся школы вместе с поисковым отрядом «Пламя» принимали участие в раскопках идо сих пор привозят из своих экспедиций в «Долину смерти» Тверской области солдатские котелки, простреленные каски, осколки снарядов, заржавевшую гранату с чекой… Артефакты хранятся на отдельной витрине и скоро займут особое место под стендом с фотографиями ляминских героев-фронтовиков.

Богатый для истории материал аккумулируется в экспозициях музея. Здешние краеведы за 15 лет смогли охватить несколько непростых столетий освоения Крайнего Севера. Современная его история «пишется» кубками и наградами ляминцев, этнографическими редкостями и поделками. Остаётся пожелать всем энтузиастам музейного дела успехов – вековые традиции трудолюбия и стойкости жителей Ляминой того заслуживают.